История прихода

Краткая история Православного прихода Богоявления (Крещения Господня) с. Гольяны.

Православный Приход в с. Гольяны существует уже более 300 лет — с 1711 года. Об этом упоминается в крестьянской сказке о умерших жителях сел и деревень прихода похороненных на кладбище около Крестовоздвиженской церкви в с. Гольяны. Приход относился к Сарапульскому уезду Вятской епархии. Возглавлял приход поп Никита Ерофеев. Первая церковь в с. Гольяны была названа в честь праздника «Воздвижение Креста Господня», дата строительства ее не установлена. В 1754 году началось строительство новой деревянной Крестовоздвиженской церкви, но в 1795 году эта церковь сгорела от удара молнии. В период 1798-1832 г.г. была построена каменная церковь по проекту зодчего Ф.М. Рослякова.

Каменный храм имел 3 предела: главный престол в честь двунадесятого праздника «Воздвижение Креста Господня», второй предел в честь двунадесятого праздника «Богоявления (Крещения Господня)», третий — в память святой великомученицы Параскевы. Святая Параскева всегда была покровительницей села: по молитвам к ней село не пострадало от нашествия мятежных войск Емельяна Пугачева и других бедствий.

Первый каменный Храм стоял на берегу р. Кама около главной пристани. Село Гольяны имело важное стратегическое значение: на берегу стояли военные склады («Арсенал»), в которые свозилось стрелковое оружие с Ижевского оружейного завода. Караул «Арсенала» дружно соседствовал с церковью.

Список священнослужителей

Крестовоздвиженской церкви с. Гольяны Сарапульского уезда:

1. С 1711 года служил поп Никита Ерофеев (из Ревизской сказки от 1713г.);

2. Уроженец/житель села Гольяны Крестовоздвиженской Церкви священник Фёдор Клестов (1680/1690 г.р.; умер до 1775 г.);

3. Сын Федора Клестова – священник Крестовоздвиженской Церкви села Гольяны —Василий Клестов (1725 г.р. Умер после 1795 г.). Жена Анастасья Федоровна (1724-1792 гг.).

4. «…Села Гольянъ Воздвиженской церкви …Священник Лаврентий Афанасьев сынъ Красноперов , 57 лет (1725 г.р.), у него жена Феодосия Гаврилова дочь, 55 лет (1727 г.р.) /ГАКО, Фонд: 176,опись 2, дело 4А Вятская губернская казенная палата. 1782 годъ, Ревизские сказки о церковнослужителях Сарапульской округи./.

5. Настоятелями Гольянского прихода до революции 1917 г. были священники Н.Н. Игумнов, А.И. Скарданицкий и П.П. Мышкин (из книги Е.Ф. Шумилова, издат. дом «Удмуртский университет», Ижевск,2001г.).

В 1870 г. при храме начала действовать воскресная школа. В 1876 г. было открыто церковно-приходское попечительство, возглавлявшее деятельность прихожан в церковных, благотворительных и миссионерских делах прихода. Священник Павел Петрович Мышкин (1833-1902) был одаренным от Бога лекарем, и при своем доме содержал госпиталь, известный на несколько волостей. При приходе действовало Общество трезвости.

В период гражданской войны (1918-1922гг.) храм оказался в центре боевых действий. Известна история «Баржи смерти», стоявшая на якоре, как плавучая тюрьма, где содержались заключенные красноармейцы. противостояние революционным властям привело к жестоким репрессиям против многих верующих и церковнослужителей села.

Далее судьба храма близилась к своему печальному концу. Сначала он был обкраден, затем (через 100 лет после постройки) в 1937-38 г.г. закрыт, и отдан под склад зерна. В 1943 г. были сброшены кресты и колокола, а стены постепенно разобрали на кирпичи, из которых построили здание райисполкома. К 1947 г. от храма уже ничего не осталось (из книги «Отец Алексий пастырь добрый, хранитель святыни» стр. 36. МУП «Якшур-Бодьинская типография» с. Якшур-Бодья, 2007 г.)

Возрождение Православного прихода в с. Гольяны произошло 14 июля 2000 г. По решению инициативной группы верующих воссозданный приход получил название в честь любимого престольного праздника «Богоявления (Крещения Господня)». Жители села уже с 1980-х годов возобновили его почитание: ходили на берег р. Кама для освящения воды и купания в проруби.

В 2001 году была обустроена молельная комната.

С 2007 г. при приходе открылась воскресная школа, занятия по духовно-нравственному воспитанию детей проводились сначала в классах сельской школы, а с 2015 г. в новом помещении церковного дома.

Сегодня территория Прихода распространяется на 7 населенных пунктов (с. Гольяны, с. Докша, с. Забегалово, с. Макарово, д. Поваренки, д. Дуброво, д. Колюшево). Изучение общественного мнения показало уважительное отношение селян к деятельности Прихода. Сбор подписей, проведенный в 2008г. за воссоздание ранее разрушенной церкви выявил, что 45% взрослых жителей поддержали эту инициативу. В 2010 г. был заказан новый проект Храма и начато оформление документов на отвод земли под его строительство.

Строительные работы по воссозданию Храма с благословения Митрополита Ижевского и Удмуртского НИКОЛАЯ начались в мае 2012 года, И накануне главного престольного праздника Воздвижение Честного Животворящего Креста 25 сентября 2016 г. вновь построенная Крестовоздвиженская церковь была освящена малым чином, а через год 25 июня 2017 г. митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин провел чин Великого освящения храма и первую архиерейскую литургию. Так через 80 лет после закрытия и последующего разрушения старого храма, он был воссоздан в новом виде.

Святынь от старой разрушенной церкви почти не сохранилось, кроме нескольких икон: Божьей Матери «Владимирская», Архангела Михаила, Архангела Гавриила, св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. пророка Илии. Но появились новые святыни, привезенные нашим благотворителем Сычевым Константином Валерьевичем из Иерусалима. Это частицы мощей святых: прор. Амоса; ап. Акилы; равноап. Вел. импер. Константина; первомуч. Архидиакона Стефана; преп.-мученицы Параскевы (Римской); преп. Ефросинии (игум. Полоцкой); мироносицы Иоанны и др.

В связи с большим почитанием в с. Гольяны великомученицы Параскевы (Пятницы) на территории церкви в 2017 г. построена часовня в память этой святой с пределом новомученников и исповедников Российских.

Силами прихожан и активных жителей в селе появилась еще одна святыня, связанная с историческими событиями начала XX века. В 1915 г. через село Гольяны была проложена узкоколейная «Военно-полевая железная дорога» длиной 60 вёрст. Ее строили Отдельная сапёрно-инженерная рота – 17,6 тыс. человек. и лагерь немецких военнопленных – 35,4 тыс. человек. Суровые условия ручного труда на пределе человеческих сил прервали жизни многих строителей узкоколейки. Одна из братских могил, разбросанных по всей протяженности дороги, находится на окраине села Гольяны. Ее обозначили в назидание потомкам ни крестом, ни памятником, а вкопанным обрезком рельсы, сохранившемся до сегодняшних дней. И, наверно, не случайно недалеко от этого места в 2006 г. был обнаружен родник, у которого затем соорудили поклонный крест с беседкой в память о минувших событиях. Он расположен под самой насыпью бывшей железной дороги.

Много еще предстоит сделать, чтобы воссоздать ранее утраченные культурно-исторические святыни нашего Муниципального образования. Но с верой и любовью к нашему Отечеству надеемся, что ничто не будет забыто.

Настоятель Прихода

Богоявления (Крещения Господня) с. Гольяны

иерей Александр Филиппов    

2018г.