Хвалите Его (Бога) во гласе трубнем.
Хвалите Его во псалтири и гуслех.
Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.
Всякое дыхание да хвалит Господа. (Псалом 150).
В виду того, что в Русской Православной Церкви никаких иных (кроме колоколов) музыкальных инструментов не используется, то колокольный звон заменяет многочисленное инструментальное звучание для хваления Бога, приводимое в псалме царя Давида.
Первые упоминания о звоне известны еще с Киевской Руси. В летописи Нестора «Повесть временных лет» рассказывается о использовании била в монашеской обители Феодосия Печорского. Било по форме выглядело как металлический брус, издающий довольно громкое звучание.
Церковный Устав (Типикон) использует иное слово «кампан», что означает колокол. Следовательно, колокола в православном мире к тому времени тоже уже были известны. Первые колокола в Киеве отливались в середине XIII в., а уже с XIV в. Русь славилась своими мастерами.
Кроме того, слово колокол (колокольчик) на церковно-славянском языке имеет еще одно значение: «звонец», отсюда произошло слово «звонница», т.е. набор колоколов.
Обратим внимание, что трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов (а их может быть 6 и более), имеет корень тре- (три), т.е. прославляет Святую Троицу. Вот и появилась традиция на Светлой Пасхальной седмице позволять всем желающим звонить в колокола. Разве можно запретить православным людям славить Христа-Спасителя, Который говорил: «… если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19,39).
Традиция эта, и нашим прихожанам — жителям с. Гольяны тоже пришлась по нраву, особенно школьникам. Приходят целыми классами, и просятся позвонить, ну разве им откажешь?!
Материал подготовил настоятель
прихода Богоявления (Крещения Господня) с. Гольяны
иерей Александр Филиппов